Лечение болезней суставов и позвоночника

На сегодняшний день есть два великих человека, которые вызывают во мне особенно противоречивые чувства. Взаимодействие с их творчеством меня окрыляет и делает счастливее. Факты их жизненных судеб вводят меня в тоску и уныние. Это поэт Федор Тютчев и скульптур Огюст Роден. Здесь речь пойдет только о втором, чьи скульптуры, уверена, никого не смогут оставить равнодушным.

Роден для меня – это противоречие во всем: его обвиняли в радикальном новаторстве, а он поклонялся таланту гения эпохи возрождения Микеланджело, его работы для многих – это символ бесконечной и чистой любви, в то время как сам скульптур вел беспорядочный образ жизни…

И все-таки я его люблю.

Предлагаю вам свое изложение основных вех жизни Огюста Родена (12 ноября 1840 года – 17 ноября 1917 года), обзор его выдающихся работ, а также идеи о том, в чем именно новаторство скульптора Родена и к какому стилю искусства можно отнести его творчество.

Огюст Роден, 1862 г.

Роден не только самый крупный скульптор за последние 100 лет, но и одно из самых ярких и своеобразных явлений в искусстве всех времен

1840 год. Призвание

Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру. Это увлечение было приобретено сначала случайно, как следствие отсутствия денег на краски и холст, но со временем скульптура настолько захватила Родена, что стала для него самым главным видом искусства. По странному стечению обстоятельств, окончив школу, Роден трижды не смог поступить в Школу изящных искусств. Начинающему скульптору предстояло еще на протяжении 20-ти лет работать подмастерьем декораторов и на общественных работах.

1862 год. Сестра

Умирает Мари Роден – сестра скульптора, с которой его связывала очень близкая дружба. Роден настолько тяжело переносит утрату, что принимает решение уйти в монастырь и становится послушником. Но на его жизненном пути встречается удивительный человек – священник Пьер Эймар, который убеждает Родена вернуться к своему истинному призванию и продолжить занятия скульптурой.

1864 год. Любовь

Роден встречает свою первую и вечную любовь – швею Розу Берё. В 1866 году у пары, которая так и не связала отношения брачными узами, рождается сын Огюст Берё. Образ Розы часто встречается в работах Родена.

Огюст Роден “Девушка в розовой шляпе” (портрет Розы Берё)

Роза Берё была верна ему всю жизнь, но предложение руки и сердца получила лишь в возрасте 77 лет, когда была уже тяжелобольной. Роза скончалась через 25 дней после свадебного торжества, Роден – через 10 месяцев. Эта женщина прощала ему все, даже присутствие огромного количества женщин в его жизни.

1875 год. Характер

Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона. Меняются нравы и отношение к реалистичному изображению – теперь не подчеркнутая красота человека волнует художников, а его естественный образ, со всеми изъянами. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело».

Огюст Роден “Человек со сломанным носом” 1864 г.

1876 год. Микеланджело

Еще мальчиком, Роден, увидев в библиотеке книги с гравюрами Микеланджело, испытал невероятное потрясение и решил стать художником. Но очная встреча с его великими творениями происходит намного позже, во время путешествия 36-летнего Родена по Италии, где он посещает Геную, Флоренцию, Венецию, Неаполь и, конечно же, Рим. Творчество Микеланджело поражает Родена, он переосмысливает построение скульптурной формы и увлекается ей до страсти. Именно с этого периода начинается взлет и расцвет таланта Родена.

Микеланджело Буонаротти “Пьета” 1499 г.

Самое трудное и вместе с тем самое высокое, словом, предельная черта искусства – выражаться просто и естественно. Если Вы смотрите на картину и не замечаете ни рисунка, ни колорита, ни стиля, но вы потрясены до глубины души – не бойтесь ошибки: техника рисунка, колорита и стиля безупречна

Другим открытием Родена во время путешествия становится город Реймс и центральный готический собор этого города. Готика влюбляет в себя скульптора на всю жизнь.

Реймский собор, 1211 г.

Вернувшись из Италии, Роден погружается в работу над скульптурой «Бронзовый век», которая длится 8 лет. Сходство с произведениями Микеланджело бесспорно. Но при этом насколько иное воплощение идеи: Микеланджело рассказывает о страдании пленного раба, а Роден, живя уже в другом измерении, показывает пробуждение пульсирующей в каждой клетке человека жизни. В этой скульптуре нет ни одного безразличного, не наделенного жизнью и связью с внешней средой участка тела человека.

«Бронзовый век» производит сенсацию – впервые зрители видят такое невероятное сочетание совершенства пропорций, красоты тела и естественности позы. Кроме того, случается скандал – Родена обвиняют в том, что он сделал муляж, простой слепок с модели натурщика. Этому способствовал тот факт, что рост натурщика и высота скульптуры совпадают. Много усилий прилагает Роден, чтобы снять обвинения. Показания свидетелей помогают быть оправданным.

1880 год. Успех

Получен первый заказ от государства на создание портала для здания нового музея декоративно-прикладного искусства в Париже. Вдохновившись «Божественной комедией» Данте Алигьери, Роден создает грандиозные 7-ми метровые «Врата ада», в которых воплощает целый мир человеческих чувств .

Огюст Роден “Врата ада” 1880-е гг.

Это произведение состоит из 186 фигур, среди которых: «Мимолетная любовь», «Поцелуй», «Адам и Ева», «Три тени» а также «Мыслитель», задуманный как портрет Данте. Зданию не суждено было стать построенным и все скульптуры Родена обрели самостоятельную жизнь.

Читайте также:  Сахарный диабет фото больных ног

Огюст Роден “Поцелуй” 1889 г.

Огюст Роден “Три тени у врат ада” 1880-е гг.

Огюст Роден “Мыслитель” 1880-е гг.

1883 год. Страсть

В мастерскую Родена приходит начинающий талантливый скульптор Камилла Клодель. У учителя и студентки вспыхивает роман, который продлится девять лет.

Камилла Клодель, фотография 1883 г.

Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. Талант Камиллы Клодель начинает меркнуть на фоне блестящего учителя, она превращается в его тень. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Обиженная и униженная таким обстоятельством Камилла бросает Родена, но эта страсть продолжает преследовать ее и медленно сводить с ума. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры.

Бюст скульптора, созданный Камиллой Клодель, навсегда остался его любимым произведением, с которым он впоследствии никогда не расставался.

Камилла Клодель “Роден” 1888-1889 гг.

До сих пор искусствоведы спорят о возможном заимствовании идей Камиллы Клодель Роденом.

Одним из самых эмоциональных произведений Камиллы становится «Зрелый возраст». В аллегории торжества смерти, можно узнать личную драму девушки, не желавшей делить любимого мужчину с другой женщиной.

Камилла Клодель “Зрелый возраст”

1884 год. Граждане Кале

Роден получает заказ на памятник в честь средневековых героев войны между Англией и Францией. История гласит, что в 1346 году, английские войска почти год держали в осаде французскую крепость Кале. Голод вынудил горожан вступить на путь переговоров, но английский король Эдуард III потребовал выдать ему шестерых знатных горожан для казни. При этом обреченные на смерть должны были появиться перед королем обнаженными с повязанными веревками на шеях. Первым добровольцем, который вызвался спасти город, стал самый богатый горожанин Эсташ де Сен-Пьер, за ним последовали другие. Но беременная супруга английского короля, Филиппа, сжалилась над обессиленными, но мужественными людьми и во имя своего будущего ребенка вымолила перед мужем пощаду пленных.

Огюст Роден “Граждане Кале” 1884 г.

Изначально предполагалось создание однофигурной скульптуры Эсташа де Сен-Пьер, но за ту же плату, Роден выполняет шестифигурную композицию, наполненную отчаянием перед лицом смерти и героическим усилием воли. «Граждане Кале» – одно из самых великих драматических произведений в истории искусства.

1897 год. Анна Голубкина

Будущий великий русский скульптор Анна Голубкина поступает на учебу в мастерскую Огюста Родена.

Роден говорит, что я энергичная и добьюсь

А. Голубкина, из письма домой

Анна Голубкина “Туман” (ваза) 1904 г.

1900-1917 гг. Богатство и признание

Начало века Огюст Роден встречает обеспеченным, признанным скульптором. Он коллекционирует произведения искусства, в его коллекции работы Ван Гога и античная скульптура. На всемирной выставке в Париже у Родена отдельный павильон, где представлено 150 работ. Его произведения покупают музеи со всего мира.

Огюст Роден 1900-е.

Личная жизнь скульптора в это время кипит – уже пожилой, он становится падким на женскую красоту. В его доме постоянно много женщин, которые используют его богатство и славу в своих целях.

В 1916 году Роден пишет завещание, в котором передает все свое наследие государству.

Новаторство Родена

Талант делает то, что хочет. Гений делает то, что может

О том, каким Огюст Роден был человеком, Вы можете сделать вывод из фактов его биографии и мемуаров о нём. Но в чем же конкретно его заслуга, как великого скульптора? Я постаралась выделить ключевые идеи Родена, которые стали, по своей сути, новаторскими для скульптуры:

  • Новая пластика. Роден освободил скульптуру от условностей – нет больше постановочных поз, определенного сюжета, теперь скульптура – это неостанавливающийся поток движения, наполненного чувством.
  • Удивительный симбиоз традиций и революции в искусстве – глубоко осознав совершенство античной скульптуры, Роден «перешел на новый уровень», который невозможен без разрушения устоявшейся традиции.
  • Психологическая выразительность обнаженной натуры. К концу XIX века, художники уже достигли высокого профессионализма в написании психологических портретов, отражающих внутреннее состояние модели. Роден наделяет таким же свойством скульптуру, говоря о том, что любое психологическое состояние человека находит отражение в движении тела, в каждом мускуле человека. Роден открывает для скульптуры новые жанры – торс и фрагмент.

Грудь, руки, ноги – как это все беспредельно. Как много можно выразить, пользуясь только ими!

Огюст Роден “Руки любовников” 1904 г.

Стиль Родена

Скульптура Родена – это энциклопедия стилей. Здесь и реализм, граничащий с романтизмом, импрессионизм и символизм, модерн и экспрессия.

Но, тем не менее, если понимать импрессионизм, как огромное духовное явление, безусловно, Роден окажется одним из его основоположников. Скульптура Родена способна выдерживать любое освещение, а также способна выразить себя в полной мере, даже если отделить от нее отдельные детали. Это действительно впечатление (impression), выраженное в камне.

Огюст Роден “Вечная весна” 1884 г.

Память

Роден позволял копировать свои произведения для продажи, поэтому только при жизни изготовлена 231 копия «Вечного идола», 319 копий «Поцелуя». Во многих музеях мира вы можете увидеть произведения великого скульптора. В 1956 году, во Франции был принят закон, ограничивающий до 12 количество копий, которые могут быть сняты со скульптуры.

Жизни и творчеству Огюста Родена посвящены три музея: два из них во Франции, в Париже и Мёдене, а также в Филадельфии.

XIX век был весь наполнен революционным духом. Новый взгляд на мир открывал удивительные таланты, возникали новые течения и направления в живописи, прозе, поэзии, философии. Так и в скульптуре совершился грандиозный прорыв – из некогда классической античной неподвижности и монументальности, застывших форм, скульптура обрела чувственную телесную динамику. Огюст Роден совершил невообразимое – по следам Микеланджело, он преобразил «архитектуру наших тел»[1], превзойдя всё, что делалось ранее, черпая вдохновение из глубин сознания.

Читайте также:  Новинет начало приема

О.Роден. Торс Адели, бронза 1881 (44см). Источник фото: http://www.buro247.ru/

В 80-х годах XIX века один из близких друзей Родена написал о нем, что «…этот отечески-попечительный монах вооружён волей, одержим в своей келье художника беспокойствами и уверенностью современной эпохи»[2].

Огюст Роден. Источник фото: http://tameguilass.tumblr.com/

С детства юному Родену приходилось отстаивать собственные взгляды, быть упорным и уверенным, но в то же время открытым всему новому. Это легко понять по тому, как часто Роден менял названия своих работ. Любовь к прекрасному, неутомимое стремление к совершенству – вот вечные двигатели гениального скульптора.

Всё в нем трепетало и хотело творить, достигать чего-то большего, узнавать то, о чём он мог и не догадываться ранее. Череда неудач преследовала Родена. Он трижды провалился на экзаменах в Школу изящных искусств. Но, несмотря на лишения судьбы, Роден творил, работал много и усердно ведь только так можно зажечь неистовое пламя таланта, способное затмить все неудачи и разочарования. В 1864 году Огюст создает скульптуру в новой мастерской: «Человек со сломанным носом»[3]. Это первая работа скульптора, выполненная в бронзе.

Человек со сломанным носом. Огюст Роден. Бронза 1864. Источник: http://www.kazan-kremlin.ru/

Посмотрите на одно из величайших творений Родена – «Бронзового человека». Скульптура подобна душе, застывшей в момент нечеловеческого напряжения; она словно покрыта невидимой пеленой, лишь сумев дотронуться до которой, снимешь заклятие, наложенное художником. Глубокая выразительность линий, точность изгибов, пропорций…

Бронзовый человек. Огюст Роден. Бронза 1877. Источник фото: http://studopedia.org/

«Бронзовый человек» – это своеобразный манифест-предсказание будущим поколениям. Роден воспринимал скульптуру как изменяющийся объект. Изменения были имманентны, что естественно, раз она обладает собственной душой, значит, живёт внутренней, загадочной для внешнего наблюдателя, жизнью.

И подобные метаморфозы по убеждению Родена естественны[4]. Отсюда и невероятная проработанность деталей, видимое напряжение каждой мышцы. Родену важно было показать, что даже при небольшой физической нагрузке человеческое тело задействует максимальное количество мышц, необходимых для осуществления движения.

Суть его творений в том, чтобы дать понять, насколько ценен любой эмоциональный опыт для человека, поскольку он непосредственно отображается телесно.

Пожалуй, впервые в Новом времени было наглядно продемонстрировано, что именно телесная и мимическая динамики вопреки античной статике или обнаженной откровенности Ренессанса, создают неповторимую картину человеческой личности, и ведут к разгадке тайны человеческой души.

В чём же заключается главная загадка скульптора? Не в том ли, что её не существует? Всё созданное Роденом настолько изящно и естественно, что подобно самой природе. Даже кажущиеся неестественными позы, которые по замыслу автора похожи на современные балетные элементы.

Понять Родена просто только на первый и самый поверхностный взгляд. Необходимо следовать своим инстинктам, идти по изгибам и выпуклостям, впадинам и линиям, как будто специально для этого оставленным мастером. Однако надо запастись вдохновением и одержимостью, применить немало знаний, и тогда, возможно, проявив недюжинное терпение и упорство, мы сможем приблизиться к разгадке его гения.

В руках Родена любой материал превращался в нечто метафизическое. Безжалостно отсекая всё ненужное, он оставлял лишь любовь, ненависть, страсть, одиночество, грусть, обнажая человеческую душу в миг наибольшего сопротивления вселенной. Роден сотворил историю, заключив её в камень.

Автор: Ходус Раиса

Главное фото: Огюст Роден «Любовь убегает» 1881. Фото Алины Гегамовой.

[2] Варшавский А. Пелика с ласточкой, М.: Детская литература. 1971.

[3] Стародубова В. В. Роден, Рене Франсуа Огюст // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. – М.: Белый город, 2006. – Т. III.

[4] Роден О. Беседы об искусстве (сборник), СПб.: азбука. 2014.

Могила знаменитого скульптора Огюста Родена находится во французском городке Медон. Скульптор похоронен в саду, и над его прахом торжественно и печально возвышается фигура "Мыслителя".

Прошло много лет, как не стало Родена, но над его могилой бодрствует "Мыслитель". Скульптор всегда утверждал, что искусство – это "радость разума. восторг ума. это высочайшая миссия человека, работа мысли, ищущей понимания мира и делающей этот мир понятным".

Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Отец его был мелким служащим, мать – горничной. Уже в начальной школе мальчик проявил художественные способности. В 1854 году Огюст поступил в школу рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства. Впоследствии Роден высоко отзывался о своем педагоге Лекоке де Вуабодрак. Под его руководством Огюст в совершенстве овладел техникой рисунка. Большое значение имело для молодого художника и посещение Лувра, где он делал многочисленные наброски с античных статуй.

С двадцати одного года у Родена на руках осталась вся семья: отец, получающий мизерную пенсию, мать, младшая сестра. Он обожал, боготворил свою сестру. И когда она, совсем юной, в 1862 году неожиданно умерла, незадолго перед кончиной уйдя в монастырь, горе Родена оказалось столь велико, что он сам удаляется в монастырь. К счастью, ненадолго.

От тех времен осталась одна из первых его мастерских работ: бюст основателя монастыря отца Эмара – бюст, возвративший Родена к жизни.

С 1864 года Огюст посещает курсы А. Вари – выдающегося скульптора-анималиста, противопоставившего холодным канонам академизма страстное и романтическое искусство, основанное на изучении природы, показе борьбы и предельного напряжения сил. Подобное стремление свойственно было позже и Родену.

Первое значительное произведение молодого скульптора, "Человек со сломанным носом" (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в Салон. Роден в это время практически остался без средств к существованию. В 1864 году он женится на бедной девушке Розе Вере, которая по возможности помогает ему сводить концы с концами. Трудное положение вынуждает Родена стать одним из помощников преуспевающего скульптора А. Каррье-Беллеза. Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.

Много лет спустя он расскажет: "На улице Лебрен, около мастерской, основанной в XVII веке братьями Гобелен, я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне достаточно светлой и большой: я мог отходить на несколько шагов от своей глины и сравнивать ее с моделью". Сколько его творений погибло там от холода, от сырости! В том числе и великолепная "Юность", о которой сам Роден говорил: "Я никогда не создавал ничего лучше ее".

Читайте также:  Исследование мазков методом жидкостной цитологии

От тех времен потомкам осталось немногое: бюст отца, тщательно проработанный, подробный, напоминающий римские скульптурные портреты, но в котором ничего или почти ничего еще не предвещает будущего Родена. И знаменитая маска "Человек со сломанным носом". В 1871 году вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, Роден выезжает в Брюссель. Вскоре работу возглавил местный мастер ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. В 1875 году, скопив немного денег, он смог предпринять поездку в Италию. Здесь особенно сильное впечатление произвели на него творения Микеланджело, Донателло и Гиберти. Под впечатлением виденного Роден отходит от выполнения декоративных работ и направляет все усилия на решение творческих задач.

В 1876-1877 годах он исполняет статую "Бронзовый век", вкладывая в произведение более общий смысл – идею пробуждения человечества. Появление статуи в Салоне сопровождалось грандиозным скандалом. Злобствующая критика обвинила скульптора в том, что он прибег к муляжу – снял слепок с натурщика. Только вмешательство целой группы художников, обратившихся к министру изящных искусств, смогло положить конец незаслуженным обвинениям. Вслед за "Бронзовым веком", купленным в собрание Люксембургского музея, Роден создает статую "Иоанн Креститель" (1878) – образ мыслителя-проповедника, полный величавого спокойствия. Однако финансовое положение скульптора все еще неустойчиво. Ради заработка ему приходится выполнять заказы Севрского фарфорового завода. В 1879 году для конкурса на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870 – 1871 годов, Роден сделал динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу "Призыв к оружию". Отвергнутая жюри, она уже после смерти автора была отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Приступая к этой большой работе, скульптор, конечно же, обратился к аналогичным образцам в искусстве прошлого. В первую очередь – к знаменитым "райским дверям" Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии. И как бы отталкиваясь от замысла, предложенного родоначальником современного барельефного искусства в европейской скульптуре Лоренцо Гиберти, Роден выдвигает свой собственный грандиозный замысел. Скульптор решает выполнить "Врата ада", украсив их бронзовыми барельефами по мотивам "Божественной комедии" Данте. Позднее замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.

Творение Родена, полное напряженной внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решенное в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от четкого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти.

Роден вступил в пору расцвета своего таланта. Близка к завершению основная часть "Врат ада", созданы бессмертные "Три тени", "Кариатида", "Ева". И, наконец, появляется знаменитый "Мыслитель".

"Мыслитель" – наглядный образец того, что Роден внес в скульптуру. Так кто же он такой? Отчасти Адам – фигура, первоначально задуманная для так и не завершенных "Врат Ада" (хотя известен и другой "Адам" Родена, тоже отпрыск "Врат Ада"), отчасти Прометей, а отчасти примитивное существо, пленник обуревающих его плотских страстей. Роден мудро воздержался от того, чтобы назвать скульптуру чьим-то именем – статуя все равно не могла бы соответствовать заранее намеченному сходству. "Мыслитель" Родена, подобно обнаженным фигурам Микеланджело, далек от подделывания под раздетых натурщиков и, так же, как они, олицетворяет собой действие, запечатленное в покое.

Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещенный от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова – все тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряженной. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе, "бездействуют".

Из-за бугристых неровностей и борозд на энергично обработанной поверхности статуи полированная бронза отливает постоянно меняющимися отблесками. Но заимствован ли этот прием из живописи импрессионистов? Разве объемная форма Родена расплывается от игры света и тени? Свирепо подчеркнутые формы пульсируют заложенной в них энергией, и при каком бы освещении ни рассматривать скульптуру Родена, она не теряет этой особенности. Дело в том, что Роден никогда не создавал свои статуи сразу в бронзе: сначала он лепил модель из воска или глины. Мог ли он, таким образом, заранее рассчитать игру отсветов на бронзовой поверхности скульптур, которые создавались потом по этим моделям?

Все свои произведения скульптор создавал на основе внимательного изучения живой натуры. Опасаясь искусственности, преднамеренности, малейшей фальши, он ограничивался при установке фигуры лишь словесным определением позы натурщика, не поправляя ее специально, а еще чаще изучал человеческое тело в процессе естественного движения, наблюдая за обнаженными натурщиками и натурщицами, находящимися в мастерской и не имевшими задания позировать. Роден не старался уловить обманчивые оптические эффекты, а стремился запечатлеть процесс "вырастания" – чудо оживления мертвого материала под руками художника. Для мастера главным были податливые комки глины, из которых он лепил свои фигуры. Настаивая на своей любимой "незавершенности", он спасал скульптуру от механического копирования реальности.

Сегодня трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ "Мыслителя".

Похожие статьи